Система гарантирования депозитов предлагает надежные механизмы для защиты интересов вкладчиков при лишении их банка лицензии. При наступлении такого случая, чтобы получить гарантийное возмещение по своему вкладу депозитору достаточно обратиться с заявлением в КФГД, в том числе через выбранный им банк-агент. Такое заявление может подаваться в течение 1 года с даты начала выплат. Однако бывают случаи, когда по какой-либо причине этот срок был пропущен. Что делать? Можно ли надеяться в таком случае на выплату возмещения?
Итак, нужно знать, что если причины, по которым вкладчик не успел обратиться за выплатой вовремя, уважительны и тому есть документальное подтверждение, то он должен написать письменное заявление и принести его напрямую в КФГД. Форму заявления можно скачать по ссылке.
К заявлению необходимо приложить документы, подтверждающие уважительную причину.
Согласно законодательству, к уважительным причинам относятся:
· поступление вкладчика на воинскую службу,
· нахождение за пределами РК или в местах лишения свободы,
· принятие наследства вкладчика и иные причины, связанные с приобретением или открытием наследства,
· другие обстоятельства, установленные судом.
Когда можно подать заявление?
Заявление на выплату гарантийного возмещения после истечения срока выплаты по уважительным причинам подается:
· до окончательной ликвидации банка (даты внесения сведений в Национальный реестр бизнес-идентификационных номеров о принудительной ликвидации банка-участника);
· либо до наступления права на пенсионные выплаты за счет добровольных пенсионных взносов в соответствии с Социальным кодексом РК (в случае перечисления средств на пенсионный счет вкладчика).
Такое заявление рассматривается КФГД не позднее 5 рабочих дней со дня его получения. В этот срок может быть осуществлена выплата гарантийного возмещения путем перевода на банковский счет, указанный вкладчиком в заявлении либо отказано в выплате с указанием причины отказа. Подробнее о порядке обращения по уважительной причине можно узнать по ссылке.
Что происходит с деньгами, которые вкладчики не успели получить в течение срока выплат?
Напоминаем, невостребованные вкладчиками ликвидируемых банков суммы гарантийного возмещения будут зачислены на их индивидуальные пенсионные счета (далее – ИПС) для учета добровольных пенсионных взносов, открытые на имя вкладчиков в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан о социальной защите.
Чтобы сумма зачислилась, персональные данные вкладчика в реестре депозиторов должны совпадать с данными в единой системе регистрации и хранения информации. Вдобавок к этому, необходимо и наличие действующего документа, удостоверяющего личность. Второе условие – наличие ИПС с пенсионными накоплениями.
ВАЖНО! Вкладчикам не нужно специально обращаться в ЕНПФ – если все условия совпадают, суммы перечислятся в ЕНПФ автоматически.
При этом зачисленные на ИПС невостребованные суммы гарантийного возмещения будут инвестироваться в таком же порядке, как и другие пенсионные активы. То есть эти суммы будут приносить инвестиционный доход вкладчику.